Сосуды и ситовидные трубки

Сравнение сосудов и ситовидных трубок растений:

Какими клетками образованы. Сосуды образованы мертвыми клетками с плотными оболочками, имеют вид трубочек. Ситовидные трубки образованы живыми клетками, между которыми имеются ситовидные пластинки (отсюда и название)

Где расположены. Сосуды — древесина, жилки листа. Ситовидные трубки — луб, жилки листа

Что передвигается. По сосудам — вода и растворенные минеральные вещества. По ситовидным трубкам — вода и растворенные органические вещества

Сосуды и ситовидные трубки

 

Строение цветка

строение цветкаЦветок видоизмененный побег, служащий для семенного размножения покрытосеменных растений. 

Цветок состоит из следующих основных частей:

1. Цветоножка;
2. Цветоложе;
3. Околоцветник;

4. Пестик;
5.Тычинки.

В свою очередь:

Околоцветник состоит из:
1. Чашечка, состоящая из чашелистиков;
2. Венчик, состоящий из лепестков.

Пестик состоит из:
1. Завязь;
2. Столбик;
3. Рыльце.

Тычинка состоит из:
1. Тычиночная нить;
2. Пыльник

Цветок может быть обоеполым, то есть содержать одновременно и тычинки и пестики, например как у яблони, а может быть мужским (тычиночным), то есть содержащим только тычинки (пестиков в таком цветке нет) или женским (пестичным), то есть содержащим только пестики (тычинок в таком цветке нет). Мужские и женские цветки называют раздельнополыми. 

Причем раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, как у кукурузы и тогда такое растение называют однодомным. Но могут располагаться на разных растениях, то есть женские цветки на одном экземпляре растения, а мужские на другом, например, как у облепихи. И такое растение называют двудомным.   

 

 

Фотосинтез

Фотосинтез — процесс образования органических веществ в зеленых частях растения на свету из углекислого газа и воды. При этом выделяется кислород

Уравнение фотосинтеза при образовании глюкозы:
6CO2 + 6H2O = C6H12O6 + 6O2

 

Среды обитания живых организмов

Среда обитания — часть природы, в которой обитает живой организм и которая оказывает на него влияние.

Среды обитания:

  1. Наземно-воздушная. Наиболее сложная и многообразная в сравнении с другими средами. Примеры организмов: человек, собака, дерево
  2. Водная. Условия более стабильны, чем в наземно-воздушной среде. Примеры организмов:кит, акула, осьминог
  3. Почвенная. Почва — верхний плодородный слой суши. Служит местом обитания многих организмов. Примеры организмов: дождевой червь, крот, землеройка
  4. Тела живых организмов. Самые стабильные условия по сравнению с другими средами обитания. Поэтому у организмов — обитателей данной среда часто редуцированы некоторые органы. Примеры организмов: бычий цепень, аскарида человеческая, острица
     
 

Годичные кольца

годичные кольцаГодичное кольцо — прирост древесины с весны до осени, то есть в период активности камбия. Камбий откладывает клетки и в сторону древесины, и в сторону луба. Но в сторону древесины клеток откладывается значительно больше. Клетки отложенные ранней весной и поздней осенью сильно отличаются, поэтому и видно границу между годичными кольцами.

По годичным кольцам можно узнать:

  1. Возраст дерева или ветки. Количество колец соответствует количеству лет.
  2. Условия жизни в разные годы. Если кольцо по всей окружности узкое, то условия в этот год были неблагоприятные, а если кольцо широкое, то благоприятные
  3. Стороны горизонта. С той стороны, где кольца узкие, вероятнее всего, находится север. С той стороны, где кольца широкие — юг. Но метод этот не точный. На разную широту колец с разных сторон могут влиять и другие факторы, например ветер на открытом пространстве.
 

Экологические факторы

Экологические факторы — условия окружающей среды, которые оказывают воздействия на живые организмы.

Выделяют три группы экологических факторов:

1. Абиотические — факторы неживой природы — воздействие неживой природы на живые организмы. Например, освещенность, температура, состав и свойства почвы и т.д.

2. Биотические — факторы живой природы — воздействие живой природы на живые организмы. Например, поедание одних организмов другими, опыление растений насекомыми, конкуренция.

3. Антропогенные — воздействие хозяйственной деятельности человека на живые организмы. Влияние человека может быть как отрицательным — загрязнение воды, воздуха, так и положительным — создание заповедников, заказников и т.д.

 

Корень. Корневая система

Корневая система — совокупность всех корней растения.
Корень наряду с побегом является одним из двух главных органов растения. 

Корни бывают трех видов:
1. Главный корень — корень, который развивается из корешка зародыша семени. Он не обязательно выделяется визуально, а может и вообще со временем отмирать
2. Боковые корни — корни, которые отрастают от главного и придаточных корней.
3. Придаточные корни — корни, которые отрастают от побега. Например, окучивание картофеля приводит к образованию, именно, придаточных корней.

Корневые системы бывают двух типов:
1. Стрежневая — это когда главный корень хорошо заметен среди остальных. Такая корневая система развивается, как правило, у двудольных растений.
2. Мочковатая — это когда главный корень не выделяется среди других корней растения. Такая корневая система, как правило, развивается у однодольных растений, например злаков.

 

Почва

Почва — верхний плодородный слой суши. 

Плодородие почвы — способность почвы обеспечивать растения всеми необходимыми веществами и условиями. 

Удобрения — вещества, повышающие плодородие почвы.

Подкормка — внесение удобрений во время роста растений.

 

 

Биология. Биологические науки

Биология (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука, учение) — наука о жизни, живых организмах. 

Современная биология включает в себя целый ряд самостоятельных наук. Например: 

Вирусология — наука, которая изучает вирусы

Микология — наука, которая изучает грибы

Бактериология — наука, которая изучает бактерии

Ботаника — наука, которая изучает растения

Зоология — наука, которая изучает животных

Анатомия — наука, которая изучает строение органов и организмов

Цитология — наука, которая изучает клетки

Экология — наука, которая изучает отношения организмов между собой и окружающей средой

Физиология — наука, которая изучает функции органов и организмов

Генетика — наука, которая изучает наследственность и изменчивость организмов

Эмбриология — наука, которая изучает индивидуальное развитие организмов

В свою очередь, почти каждая из этих наук имеет свое внутреннее подразделение, например, в состав зоология наряду с другими входят:

Ихтиология — наука, которая изучает рыб

Орнитология — наука, которая изучает птиц

Кроме разделения в современных условиях идет синтез различных наук. Примером может служить

Биофизика — наука, которая изучает физические аспекты живой природы

 

 

Симбиоз

Симбиоз (совместная жизнь) — неразделимое взаимовыгодное сожительство нескольких организмов. Одна из форм взаимоотношений живых организмов. Иногда такую форму симбиоза называют мутуализм. А сам симбиоз рассматривают как более широкое понятие.

В качестве примера можно привести взаимоотношения шляпочного гриба и дерева. В результате взаимодействия этих организмов образуется микориза — сращивание грибницы гриба и корня дерева. Гриб благодаря разветвленной грибницы способен поделиться с деревом водой и минеральными веществами, а дерево передает грибу часть органических веществ. 

Также необходимо упомянуть лишайник. Считается, что клетки гриба и водоросли, образующие слоевище лишайника, живут в симбиозе.

Азотфиксирующие клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых, живут с ними в также в симбиозе